Сегодня в деловой среде обмен визитками – это своеобразный ритуал и норма этикета.
Визитка или визитная карточка представляет собой небольшой (50х80 мм) прямоугольник из картона, пластика, дерева (деревянного шпона) или металла, на котором запечатлена информация о человеке или организации. Лучше всего, если этот материал позволяет сделать дополнительные надписи ручкой или карандашом.
Традиционно визитки делят на 3 вида:
- Личные. Информация, размещенная на карточке, касается личных данных ее владельца: фамилия – имя – отчество. Иногда отчество можно опустить. Так же по нормам этикета имя, отчество лучше поставить перед фамилией. Личная визитка предполагает наличие номера телефона, при необходимости e-mail (а). Адрес, должность, название компании – все это указывается по желанию владельца. Личные визитки популярны у фрилансеров и людей творческих профессий. Так же, большинство чиновников, дипломатов и государственных служащих предпочитает иметь при себе такой вид визитной карточки. Дизайн таких визиток и материал, на котором она печатается, отражает индивидуальные предпочтения владельца.
- Деловые. Стандартная визитка любого служащего. Информация, размещенная на ней, выдержана в фирменном стиле. Это обычно информация о владельце (ФИО), должность, название фирмы, область деятельности (3-5 слов), логотип, адрес и телефоны. На депутатских карточках и визитках глав администраций размещен герб государства или региона (района).
- Корпоративные. Визитная карточка организации. Совсем не обязательно сообщать данные конкретного лица. А вот о компании должна быть изложена точная и всеобъемлющая информация: название, адрес (или несколько адресов), телефоны, общая электронная почта, сайт и т.п. Вся информация должна быть изложена максимально лаконично и выдержана в фирменном стиле – шрифт, логотип, фирменные цвета, и даже бумага. Такие визитки вполне уместны на выставках и крупных мероприятиях.
Большинство визитных карточек односторонние. Но можно встретить и двусторонние варианты. Что написать на другой стороне? Можно разместить более подробную информацию о компании и роде деятельности. И все же достаточно часто – обратная сторона дублирует лицевую на иностранном языке. Необходимо помнить, что хоть английский и является международным языком, но если Вы направляетесь на встречу с итальянцами, немцами, французами или китайцами, лучше всего запастись визитными карточками, где размещена информация на родном языке потенциальных партнеров или клиентов.
Когда лучше всего вручить визитку? Это можно сделать вначале или в конце встречи. Первым по этикету визитку вручает хозяин, затем гость. Лучше всего не убирать карточку сразу в карман или визитницу. Уточните информацию, размещенную на ней. Выясните правильность имен и фамилий, особенно это важно при общении с иностранцами.
При поездке в другую страну стоит обратить внимание на традиции и ритуалы обмена, формы и размеры визитных карточек.